Метод обучения Монтессори основан на научных наблюдениях доктора Марии Монтессори (1870-1952) о том, как дети учатся от рождения до взрослого возраста. Монтессори обнаружила, что дети охотно впитывают информацию из своего окружения и что, если это окружение предоставляет возможности для обучения, дети с готовностью учатся сами.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же педагога является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Мария Монтессори считала, что дети проходят определенные этапы своего развития, когда они наиболее способны усвоить определенные навыки. В Монтессори-образовании это называется «сензитивными периодами». Согласно теории Монтессори, наиболее важные сензитивные периоды происходят с рождения до 6 лет. Каждый такой период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа своего развития. Эти сензитивные периоды временны и исчезают, когда цель достигнута. Среда Монтессори поддерживает это, предлагая детям практические материалы и занятия, которые позволяют максимально отработать нужные навыки в эти периоды возможностей.
Выделяют следующие сензитивные периоды:
Чувство порядка.
Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Приверженность установленному распорядку дня. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами (от 2 до 4 лет).
Движение.
Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба
Первый период 0-1.5 лет. Ребенок ощущает себя в пространстве, учится держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. Это развитие координации движения своего собственного тела. Ребенку важно управлять собой, научится понимать, что он может.
Период 1-4 лет. Примерно в год ребенок встает на ноги и у него освободились руки. Этот период очень важный. В этом возрасте ребенок не только учится владеть свои телом, но и владеть разными орудиями.
Период 4-6 лет. Здесь идет тонкая моторика, письмо. В этом возрасте ребенок пишет, активно рисует, овладевает орудиями письма. Здесь тоже присутствуют движения.
Интерес к мелким предметам.
Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет).
Это в первую очередь развитие нервных центров, которые руководят мелкой моторикой, восприятием. Ребенок в этом возрасте начинает постигать идею целого и частей. Ребенку интересно не только мелкие предметы рассматривать, трогать, держать в руках. Это дает представление о том, что целое может быть поделено на части. Это анализ.
Вежливость и этикет.
Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет).
В этом возрасте дети интересуются какими-то правилами, как правильно себя вести. Интересуются другими людьми. Они готовы следовать нормам, которые существуют в обществе. Появляется способность регулировать свое поведение. Поведение становится менее импульсивным и более управляемым. Появляется интерес к общению, нормам этикета.
Утончение чувств.
Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет).
Письмо.
Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет).
Ребенок в этом возрасте с удовольствием пишет. Для письма есть свой материал. Ребенок начинает писать достаточно рано. Рисунки в этом возрасте представляют первое письмо. Сама идея, что мысли можно изложить на бумаге очень важна для ребенка.
Чтение.
Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).
Дети сначала пишут, потом читают. Писать легче, чем читать. Очень важно начинать его вовремя, когда ребенок к этому готов.
Язык.
Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет).
Язык для человека значит очень много. Это не просто средство общения, с помощью языка мы размышляем, думаем. Это очень сложная система и развивается он долго.
Пространственные отношения.
Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).
В этом возрасте ребенок начинает писать, читать, считать. Дети очень любят планы и карты, пазлы. В монтессори-среде все карты представляют собой пазлы.
Музыка.
Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет).
Дети рано реагируют на ритм и мелодию. Музыкальный слух достаточно тесно связан с речью. В монтессори-среде ребенок может тренироваться, развивать слух.
Математика.
Формирование представления о количествах и операциях с ними благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).
Для этого периода должно быть хорошо развито восприятие количеств. Математика начинается с количеств – больше, меньше, поровну.
Материалы Монтессори - это сенсорные обучающие инструменты, предназначенные для выделения одного навыка или концепции. Материалы поощряют практическое обучение, самостоятельное решение проблем и аналитическое мышление. Особенно уникальным является то, что каждый материал Монтессори разработан с визуальным контролем ошибок.